Путеводитель для НКО: НКО и власть

18 Ноября 2020

Путеводитель для НКО: НКО и власть

Новая глава сборника, составленного вместе с фондом «Искусство, наука и спорт» в помощь руководителям и сотрудникам некоммерческих организаций.

Фрагмент главы II: «Взаимодействие НКО и власти». Автор Константин Сулимов, эксперт Центра гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ».

Зачем НКО взаимодействовать с властью?

Чтобы лучше выполнять свою миссию.

Государство в лице органов власти обладает и распоряжается огромными ресурсами, прежде всего материальными (финансы, имущество) и нормативными (установление правил и контроль их соблюдения), а также организационными, информационными, репутационными, экспертными и прочими.

Во многих случаях разумно использовать эти ресурсы. Особенно если необходимы системные изменения в сфере деятельности НКО, подкрепленные устойчивыми правилами. Какие конкретно ресурсы нужны – определяется темой, предметной сферой деятельности НКО и ее потребностями. Как получить к ним доступ – об этом речь пойдет дальше.

Разумеется, НКО могут действовать, не привлекая государственные ресурсы, и повсеместно так и делают. Более того, некоторые НКО сознательно отстраняются от взаимодействия с государством, от использования его ресурсов. Это может быть связано с принципиальной позицией, с истолкованием миссии некоммерческой деятельности. Но могут быть и иные причины. Например, у некоммерческой организации достаточно других ресурсов, или ее беспокоят издержки и риски взаимодействия с властью.

Любой НКО важно четко понимать, зачем идти на взаимодействие с государством и какие издержки при этом придется нести. Они обязательно будут. Но могут быть и существенные выгоды.

Зачем органам власти взаимодействовать с НКО?

Чтобы лучше выполнять свои задачи, и потому что такова государственная политика.

Дело в том, что у государства есть широкий набор обязательств перед гражданами: от частично бесплатного образования и здравоохранения до, например, обеспечения транспортного сообщения и охраны правопорядка, а также много-много другого. Обязательства от имени государства должны выполнять органы власти – на федеральном, региональном и местном уровне[1].

Государственные обязательства органы власти реализуют через полномочия, как самостоятельно, то есть силами собственных государственных и муниципальных служащих, так и с помощью других организаций и даже физических лиц. Пожалуй, самый многочисленный класс таких «помощников» – это всем известные государственные и муниципальные учреждения: школы, больницы, университеты, детские дома, дома престарелых и т. д. Они часто кажутся государственным органам наиболее удобными «партнерами», потому что они сами их учредили, то есть имеют над ними некоторую власть.

Еще по теме«Делай как должно, и гори оно все синим пламенем!»: на ОГФ обсудили взаимодействие НКО и власти

Но, кроме учреждений, государство привлекает огромное количество других организаций, как коммерческих, так и некоммерческих, для решения разных задач: от поставки лекарств, учебников, питания или строительства дорог до исследований, экспертизы и помощи уязвимым группам.

Без негосударственных организаций современное государство просто не справится со своими задачами. Кроме того, существует государственная политика по поддержке некоммерческой деятельности, потому что она считается значимой для общества.

Какие органы власти взаимодействуют с НКО чаще и больше?

Это прежде всего ведомства социального блока, а также органы, прямо уполномоченные на взаимодействие с гражданским обществом, поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО[2]).

Органы, уполномоченные на взаимодействие с НКО

Их можно идентифицировать по названиям: например, Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент общественных проектов администрации губернатора Пермского края. Они могут предоставлять субсидии НКО как по конкурсу, так и без него, вести информационные порталы для НКО, собирать и анализировать информацию о некоммерческой деятельности, оказывать консультационную поддержку, вести реестры региональных СО НКО – получателей поддержки, обеспечивать подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций и тому подобное.

Конкретная конфигурация системы поддержки СО НКО зависит от региона и муниципалитета, но в целом она довольно масштабна, существуют законы и государственные программы (подпрограммы) по поддержке СО НКО. По данным Министерства экономического развития РФ (Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций, 2019), в 2018 году финансовую поддержку из бюджетов субъектов РФ получили 7,4 тыс. организаций, в виде субсидий на конкурсной основе СО НКО получили 18,5 млрд рублей.

На федеральном уровне уполномоченной структурой является Департамент стратегического развития и инноваций Министерства экономического развития РФ.

Близкой по сути деятельностью могут заниматься по поручению государства негосударственные структуры. Самая известная из таких на сегодняшний момент – это Фонд президентских грантов, который субсидирует тысячи НКО (например, в 2018 году более 8 млрд рублей получили 3 573 некоммерческие организации по всей России).

Органы власти социальной сферы

Деятельность органов власти в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, культуры, физкультуры и спорта и, довольно часто, молодежной политики непосредственно связана с предметной деятельностью НКО, потому что направлена на решение каких-то социальных проблем. Соответственно, именно они могут быть (и являются) непосредственными партнерами НКО.

В документах, которыми руководствуются органы власти, – это прежде всего государственные (муниципальные) программы и положения о ведомствах – часто прямо указаны цели и задачи, связанные с взаимодействием с НКО.

Например, в государственной программе «Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге» (утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 года № 553) есть соответствующие целевые показатели и индикаторы: «количество СО НКО <…>, реализующих проекты в области здравоохранения», «рост объема финансовой поддержки <…> , предоставляемой в форме субсидий СО НКО, осуществляющим деятельность в области здравоохранения», а также мероприятия по профилактике ВИЧ и гепатитов с привлечением СО НКО.

В федеральной государственной программе «Социальная поддержка граждан» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 296, с изменениями и дополнениями от 16 марта 2020 года) поставлена задача «расширить участие негосударственных некоммерческих организаций в решении социальных вопросов». Подобные положения есть и в других государственных и муниципальных программах.

По данным Минэкономразвития (Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций, 2019), общий объем средств, переданных субъектами РФ социально ориентированным НКО в отраслях социальной сферы в 2018 году, превысил 31,3 млрд рублей. Эти средства были распределены между 4,4 тыс. СО НКО, услуги которых получили более 22 млн человек (в 2017 году – более 24 млрд рублей на 4,1 тыс. СО НКО, услуги которых получили более 6 млн человек).

Эти данные, вероятно, не полны и меняются каждый год, но они показывают, что государство взаимодействует с НКО и в целом готово развивать взаимодействие.

С чего начать и какие возможны стратегии взаимодействия?

Это очень большой и комплексный вопрос, и конкретный ответ на него возможен только в ракурсе деятельности и интересов конкретной организации. Но есть несколько принципиальных моментов.

Полное содержимое статьи Константина Сулимова о взаимодействии НКО с властью можно скачать здесь: pdfepub (zip-архив).

Сборник «Путеводитель для НКО: что нужно знать, чтобы деятельность некоммерческой организации была успешной» дает возможность изучить все основные стороны деятельности некоммерческой организации. Сборник будет интересен как опытным руководителям, так и тем, кто только начинает свой путь. Вы узнаете о фандрайзинге и юридических аспектах деятельности НКО, об информационных технологиях, о том, как выстроить стратегию коммуникаций и работать с волонтерами. В каждой главе кратко раскрывается содержание темы и приводятся дополнительные источники, чтобы изучить ее глубже.

Авторы сборника — эксперты с многолетним опытом, известные в некоммерческом секторе. Следуя их советам, вы шаг за шагом сможете выстроить работу своей организации, достигнуть экономической устойчивости и находить лучшие решения задач, возникающих каждый день.

«Путеводитель для НКО» создан по программе НКО-СОКРАТ — НКО для социального и культурного развития территорий.

Программа реализуется по инициативе Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» совместно с Агентством социальной информации при поддержке правительства Белгородской и администрации Курской областей.

[1] В последнем случае речь идет о муниципальном уровне управления, который должен быть относительно независимым от государственного, но практика и обязательства, и – главное – способы их исполнения сильно унифицированы по всей вертикали публичного управления, поэтому здесь и далее различия не акцентируются, хотя в конкретных случаях они могут быть, и их надо принимать в расчет.

[2] Самый известный на сегодня статус НКО в России. Установлен Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Чтобы считаться СО НКО, организация должна быть зарегистрирована в определенной организационно-правовой форме (не быть государственной корпорацией, государственной компанией, политической партией) и иметь в уставе указание на один или несколько видов деятельности, перечисленных в ст. 31.1 ФЗ-7. В региональных законах могут устанавливаться дополнительные региональные виды деятельности. Суть этого статуса в том, что органы власти могут оказывать экономическую поддержку любым НКО, а СО НКО – в приоритетном порядке.

Читайте новости АСИ в удобном формате на Яндекс.Дзен. Подписывайтесь.

Путеводитель для НКО: НКО и власть, изображение №1